Домой

Последняя активность

  

Достоевский, Фёдор Михайлович

ava Yuli_4_ka (0) [#] (24.08.2012 / 05:54)
2 lvl0%
Фёдор Миха́йлович Достое́вский (дореф. Ѳедоръ Михайловичъ Достоевскій; 30 октября [11 ноября] 1821, Москва, Российская империя — 28 января [9 февраля] 1881, Санкт-Петербург, Российская империя) — один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей.[2]
Содержание [убрать]
1 Жизнь и творчество
1.1 Происхождение
1.2 Юность писателя
1.3 Каторга и ссылка
1.4 После ссылки
1.5 Расцвет творчества
2 Семья и окружение
3 Философия
4 Политические взгляды
4.1 Достоевский и «еврейский вопрос»
5 Оценки творчества и личности Достоевского
6 Память
6.1 Памятники
6.2 Мемориальные доски
6.3 В филателии
6.4 Достоевский в культуре
6.5 Фильмы о Достоевском
7 Другое
8 Текущие события
9 См. также
10 Примечания
11 Литература
12 Ссылки
[править]Жизнь и творчество

[править]Происхождение
По линии отца, Достоевские — одна из ветвей рода Ртищевых, который берёт свое начало от Аслан-Челеби-мурзы, крещённого московским князем Дмитрием Донским. Ртищевы входили в ближайшее окружение князя серпуховского и боровского Ивана Васильевича, который в 1456 году, рассорившись с Василием Тёмным, уехал в Литву. Там Иван Васильевич стал князем Пинским. Степану Ртищеву он пожаловал сёла Калечино и Леповицу. В 1506 году сын Ивана Васильевича, Фёдор, пожаловал Даниле Ртищеву часть села Досто́ева в Пинском повете. Отсюда и «Досто́евские». Предки писателя по отцовской линии с 1577 года получили право на использование Радвана — польского дворянского герба. Отец Достоевского много пил и был чрезвычайно жесток. «Мой дед Михаил, — сообщает Любовь Достоевская, — обращался всегда очень строго со своими крепостными. Чем больше он пил, тем свирепее становился, до тех пор, пока они, в конце концов, не убили его». Мать Достоевского, Мария Фёдоровна (1800—1837), происходила из богатой русской купеческой семьи Нечаевых. Она была прекрасной и доброй женщиной. Её образ сильно повлиял на мировоззрение писателя.
[править]Юность писателя


Памятник Достоевскому в Москве, рядом с местом его рождения
Фёдор Михайлович Достоевский родился 30 октября (11 ноября) 1821 года в Москве[3]. Он был вторым из 7 детей, оставшихся в живых.
Когда Достоевскому было 16 лет, его мать умерла от чахотки, и отец отправил старших сыновей, Фёдора и Михаила (впоследствии также ставшего писателем), в пансион К. Ф. Костомарова в Петербурге.
1837 год стал важной датой для Достоевского. Это год смерти его матери, год смерти Пушкина, творчеством которого он (как и его брат) зачитывался с детства, год переезда в Петербург и поступления в Главное инженерное училище (ныне Военный инженерно-технический университет), благодаря чему он получил не только качественное инженерное образование, но и возможность продолжения культурного развития. В 1839 году он получил известие об убийстве отца крепостными крестьянами[3]. Достоевский участвовал в работе кружка Белинского[4]. За год до увольнения с военной службы Достоевский впервые перевёл и издал «Евгению Гранде» Бальзака (1843). Год спустя вышло в свет его первое произведение «Бедные люди», и он сразу стал знаменитым: В. Г. Белинский высоко оценил это произведение. Но следующая книга «Двойник» натолкнулась на непонимание.


Достоевский в 26 лет, рисунок К. Трутовского, итальянский карандаш, бумага, (1847), (ГЛМ).
Вскоре после публикации «Белых ночей» писатель был арестован (1849) в связи с «делом Петрашевского». Хотя Достоевский отрицал предъявленные ему обвинения, суд признал его «одним из важнейших преступников»[3].
Военный суд находит подсудимого Достоевского виновным в том, что он, получив в марте сего года из Москвы от дворянина Плещеева… копию с преступного письма литератора Белинского, — читал это письмо в собраниях: сначала у подсудимого Дурова, потом у подсудимого Петрашевского. А потому военный суд приговорил его за недонесение о распространении преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского… лишить на основании Свода военных постановлений… чинов и всех прав состояния и подвергнуть смертной казни расстрелянием[5].
[править]Каторга и ссылка
Суд и суровый приговор к смертной казни (22 декабря 1849) на Семёновском плацу был обставлен как инсценировка казни. В последний момент осуждённым объявили о помиловании, назначив наказание в виде каторжных работ. Один из приговорённых к казни, Григорьев, сошёл с ума. Ощущения, которые он мог испытывать перед казнью, Достоевский передал словами князя Мышкина в одном из монологов в романе «Идиот».
Во время короткого пребывания в Тобольске на пути к месту каторги (11—20 января 1850) писатель встретился с жёнами сосланных декабристов: Ж. А. Муравьёвой, П. Е. Анненковой и Н. Д. Фонвизиной. Женщины подарили ему Евангелие, которое писатель хранил всю жизнь.
Следующие четыре года Достоевский провёл на каторге в Омске[3]. Сохранились воспоминания одного из очевидцев каторжной жизни писателя[6]. В 1854 году Достоевский был освобождён и отправлен рядовым в седьмой линейный сибирский батальон. Необходимо понимать, что на улучшение социального статуса, даже в положении рядового, влиял факт наличия у него образования, полученного в Высшем инженерном учебном заведении. Во время службы в Семипалатинске он подружился с Чоканом Валихановым, будущим известным казахским путешественником и этнографом. Там молодому писателю и молодому учёному поставлен общий памятник[7]. Здесь у него начался роман с Марией Дмитриевной Исаевой, которая была замужем за учителем гимназии Александром Исаевым, горьким пьяницей. Через некоторое время Исаева перевели на место судебного заседателя в Кузнецк. 14 августа 1855 года Фёдор Михайлович получил письмо из Кузнецка: муж М. Д. Исаевой скончался после долгой болезни[8].
18 февраля 1855 года умер император Николай I. Достоевский написал верноподданническое стихотворение[9], посвящённое его вдове, императрице Александре Фёдоровне, и в результате стал унтер-офицером. 20 октября 1856 года Достоевский был произведён в прапорщики[8].
6 февраля 1857 года Достоевский обвенчался с Марией Исаевой в русской православной церкви в Кузнецке[8]. Сразу после венчания они отправились в Семипалатинск, но по дороге у Достоевского произошёл эпилептический припадок, и они на четыре дня остановились в Барнауле[8]. 20 февраля 1857 года Достоевский и его жена вернулись в Семипалатинск[8].
Период заключения и военной службы был поворотным в жизни Достоевского: из ещё не определившегося в жизни «искателя правды в человеке» он превратился в глубоко религиозного человека, единственным идеалом которого на всю последующую жизнь стал Христос.
В 1859 году в «Отечественных записках» Достоевский опубликовал свои повести «Село Степанчиково и его обитатели» и «Дядюшкин сон».
[править]После ссылки


Достоевский в 1863 году
30 июня 1859 года Достоевскому выдали временный билет № 2030, разрешающий ему выезд в Тверь, и 2 июля писатель покинул Семипалатинск. В 1860 году Достоевский с женой и приёмным сыном Павлом вернулся в Петербург, но негласное наблюдение за ним не прекращалось до середины 1870-х годов. С начала 1861 года Фёдор Михайлович помогал брату Михаилу издавать собственный журнал «Время», после закрытия которого в 1863 году братья начали выпускать журнал «Эпоха». На страницах этих журналов появились такие произведения Достоевского, как «Униженные и оскорблённые», «Записки из мёртвого дома», «Зимние заметки о летних впечатлениях» и «Записки из подполья».
Достоевский предпринял поездку за границу с молодой эмансипированной особой Аполлинарией Сусловой, в Баден-Бадене увлёкся разорительной игрой в рулетку, испытывал постоянную нужду в деньгах и в это же время (1864 год) потерял жену и брата. Непривычный уклад европейской жизни довершил разрушение социалистических иллюзий юности, сформировал критическое восприятие буржуазных ценностей и неприятие Запада.


«Преступление и наказание» в «Русском вестнике» М. Н. Каткова
Через полгода после смерти брата издание «Эпохи» прекратилось (февраль 1865 года). В безвыходном материальном положении Достоевский написал главы «Преступления и наказания», посылая их М. Н. Каткову прямо в журнальный набор консервативного «Русского вестника», где они печатались из номера в номер. В это же время под угрозой потери прав на свои издания на 9 лет в пользу издателя Ф. Т. Стелловского он обязался написать ему роман, на что у него не хватило физических сил. По совету друзей Достоевский нанял молодую стенографистку Анну Сниткину, которая помогла ему справиться с этой задачей. В октябре 1866 года за двадцать один день был написан и 25 числа закончен роман «Игрок».
Роман «Преступление и наказание» был оплачен Катковым очень хорошо, но чтобы эти деньги не отобрали кредиторы, писатель уехал за границу со своей новой женой Анной Сниткиной. Поездка отражена в дневнике, который в 1867 году начала вести Сниткина-Достоевская. По пути в Германию супруги остановились на несколько дней в Вильне[10].
[править]Расцвет творчества
Сниткина обустроила жизнь писателя, взяла на себя все экономические вопросы его деятельности, а с 1871 года Достоевский навсегда бросил рулетку.
С 1872 по 1878 годы писатель прожил в городе Старая Русса Новгородской губернии. Эти годы жизни были очень плодотворными: 1872 — «Бесы», 1873 — начало «Дневника писателя» (серия фельетонов, очерков, полемических заметок и страстных публицистических заметок на злобу дня), 1875 — «Подросток», 1876 — «Кроткая».
В октябре 1878 года Достоевский возвращается в Петербург, где поселяется в квартире в доме на Кузнечном переулке,5/2, в которой и проживает до дня своей смерти 28 января (7 февраля) 1881 года. Здесь же в 1880 году он заканчивает написание своего последнего романа «Братья Карамазовы». В настоящее время в квартире расположен Литературно-мемориальный музей Ф.М.Достоевского.
В последние несколько лет жизни 2 события стали особо значимыми для Достоевского. В 1878 году император Александр II пригласил к себе писателя, чтобы представить его своей семье, и в 1880 году, всего лишь за год до смерти, Достоевский произнёс знаменитую речь на открытии памятника Пушкину в Москве. В эти же годы писатель сблизился с консервативными журналистами, публицистами и мыслителями, переписывался с видным государственным деятелем К. П. Победоносцевым.

Несмотря на известность, которую Достоевский обрёл в конце своей жизни, поистине непреходящая, всемирная слава пришла к нему после смерти. В частности, Фридрих Ницше признавал, что Достоевский был единственным психологом, у которого он мог кое-чему поучиться («Сумерки идолов»).
26 января (7 февраля) 1881 года сестра Достоевского Вера Михайловна приехала в дом к Достоевским, чтобы просить брата отказаться от своей доли рязанского имения, доставшейся ему по наследству от тётки А. Ф. Куманиной, в пользу сестёр. По рассказу Любови Фёдоровны Достоевской, была бурная сцена с объяснениями и слезами, после чего у Достоевского пошла кровь горлом. Возможно, этот неприятный разговор стал первым толчком к обострению его болезни (эмфиземы) — через два дня писатель скончался.
Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.
[править]Семья и окружение

Основная статья: Достоевские


Женева, дом в котором жил Достоевский в 1868 году.


Дом, в котором находилась квартира Достоевского. Ныне здесь музей. Санкт-Петербург, Кузнечный переулок, 5/2.
Дед писателя Андрей Григорьевич Достоевский (1756 — около 1819) служил католическим униатским, позже — православным священником в селе Войтовцы близ Немирова (ныне Винницкая область Украины) (по родословной — протоиерей г. Брацлав Подольской губернии).
Отец, Михаил Андреевич (1787—1839), с 14 октября 1809 учился в Московском отделении Императорской медико-хирургической академии, 15 августа 1812 командирован в Московскую Головинскую госпиталь для пользования больных и раненых, 5 августа 1813 переведён в штаб-лекари Бородинского пехотного полка, 29 апреля 1819 переведён ординатором в Московский военный госпиталь, 7 мая перемещён на оклад старшего лекаря. В 1828 г. получил дворянское звание Дворянина Российской империи, внесён в 3-ю часть Родословной книги Московского дворянства с правом использовать старинный польский герб «Радван», который принадлежал Достоевским с 1577 года. Был лекарем в Мариинской больнице Московского воспитательного дома (то есть в больнице для неимущих, ещё известной под названием Божедомки). В 1831 году приобрёл небольшое село Даровое в Каширском уезде Тульской губернии, а в 1833 году — и соседнюю деревню Черемошню (Чермашню)[11], где в 1839 году был убит собственными крепостными:
Пристрастие его к спиртным напиткам видимо увеличилось, и он почти постоянно бывал не в нормальном положении. Настала весна, мало обещавшая хорошего… Вот в это-то время в деревне Чермашне на полях под опушкою леса работала артель мужиков, в десяток или полтора десятка человек; дело, значит, было вдали от жилья. Выведенный из себя каким-то неуспешным действием крестьян, а может быть, только казавшимся ему таковым, отец вспылил и начал очень кричать на крестьян. Один из них, более дерзкий, ответил на этот крик сильною грубостью и вслед за тем, убоявшись этой грубости, крикнул: «Ребята, карачун ему!..». И с этим возгласом все крестьяне, в числе до 15 человек, кинулись на отца и в одно мгновенье, конечно, покончили с ним… — Из воспоминаний А. М. Достоевского
Мать Достоевского, Мария Фёдоровна (1800—1837), была дочерью богатого московского купца 3 гильдии Нечаева Фёдора Тимофеевича (ок. 1769 г.р.) и Котельницкой Варвары Михайловны (ок. 1779 — умерла в период с 1811 по 1815), по 7-й ревизии (1811 г.) семья Нечаевых проживала в Москве, на Сыромятной слободе, в Басманной части, приход Петра и Павла, в своём доме; после войны 1812 г. семья лишилась большей части состояния. В 19 лет она вышла замуж за Михаила Достоевского. Она была, по воспоминаниям детей, доброй матерью и родила в браке четверых сыновей и четверых дочерей (сын Фёдор был вторым ребёнком). М. Ф. Достоевская умерла от чахотки. По мнению исследователей творчества великого писателя, отдельные черты Марии Фёдоровны нашли отражение в образах Софьи Андреевны Долгорукой («Подросток») и Софьи Ивановны Карамазовой («Братья Карамазовы»)[12]
Старший брат Достоевского Михаил также стал литератором, его творчество было отмечено влиянием брата, а работа над журналом «Время» осуществлялась братьями в значительной мере совместно. Младший брат Андрей стал архитектором, Достоевский видел в его семье достойный образец семейной жизни. А. М. Достоевский оставил ценные воспоминания о своём брате.
Из сестёр Достоевского наиболее близкие отношения сложились у писателя с Варварой Михайловной (1822—1893), о которой он писал брату Андрею: «Я её люблю; она славная сестра и чудесный человек…» (28 ноября 1880).
Из многочисленных племянников и племянниц Достоевский любил и выделял Марию Михайловну (1844—1888), которую, согласно воспоминаниям Л. Ф. Достоевской, «любил как собственную дочь, ласкал её и развлекал, когда она была ещё маленькой, позднее гордился её музыкальным талантом и её успехом у молодых людей», однако после смерти Михаила Достоевского эта близость сошла на нет.
Вторая жена — Анна Сниткина, из обеспеченной семьи, стала супругой писателя в 20 лет. В это время (конец 1866 года) Достоевский испытывал серьёзные материальные затруднения и подписал контракт с издателем на кабальных условиях. Роман «Игрок» был сочинён Достоевским и продиктован Сниткиной, работавшей стенографисткой, за 26 дней и сдан в срок. Все финансовые дела семьи Анна Достоевская взяла в свои руки.
Потомки Фёдора Михайловича продолжают проживать в Санкт-Петербурге.[источник не указан 464 дня]
[править]Философия

Как показал О. М. Ноговицын в своей работе[13], Достоевский является самым ярким представителем «онтологической», «рефлексивной» поэтики, которая в отличие от традиционной, описательной поэтики, оставляет персонажа в некотором смысле свободным в своих отношениях с текстом, который его описывает (то есть для него миром), что проявляется в том, что он осознает своё с ним отношение и действует, исходя из него. Отсюда вся парадоксальность, противоречивость и непоследовательность персонажей Достоевского. Если в традиционной поэтике персонаж остаётся всегда во власти автора, всегда захвачен происходящими с ним событиями (захвачен текстом), то есть остаётся всецело описательным, всецело включённым в текст, всецело понятным, подчинённым причинам и следствиям, движению повествования, то в онтологической поэтике мы впервые сталкиваемся с персонажем, который пытается сопротивляться текстуальным стихиям, своей подвластности тексту, пытаясь его «переписать». При таком подходе писательство есть не описание персонажа в многообразных ситуациях и положениях его в мире, а сопереживание его трагедии — его своевольному нежеланию принять текст (мир), который неизбывно избыточен по отношению к нему, потенциально бесконечен. Впервые на такое особое отношение Достоевского к своим персонажам обратил внимание М. М. Бахтин.


Дом-музей писателя в Старой Руссе
[править]Политические взгляды


Проверить информацию.
Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье.
На странице обсуждения должны быть пояснения.

Проверить нейтральность.
На странице обсуждения должны быть подробности.
При жизни Достоевского в культурных слоях общества противоборствовали по крайней мере два политических течения — славянофильство и западничество, суть которых приблизительно такова: приверженцы первого утверждали, что будущее России в народности, православии и самодержавии, приверженцы второго считали, что русские должны во всем брать пример с европейцев. И те, и другие размышляли над исторической судьбой России. У Достоевского же была своя идея — «почвенничество». Он был и оставался русским человеком, неразрывно связанным с народом, но при этом не отрицал достижения культуры и цивилизации Запада. С течением времени взгляды Достоевского развивались, и в период своего третьего пребывания за границей он окончательно стал убеждённым монархистом[14].
[править]Достоевский и «еврейский вопрос»


Ф. М. Достоевский, 1879
Взгляды Достоевского на роль евреев в жизни России нашли отражение в публицистике писателя. Например, обсуждая дальнейшую участь освобождённых от крепостного права крестьян, он пишет в «Дневнике писателя» за 1873 г.:
«Так и будет, если дело продолжится, если сам народ не опомнится; а интеллигенция не поможет ему. Если не опомнится, то весь, целиком, в самое малое время очутится в руках у всевозможных жидов, и уж тут никакая община его не спасёт… <…> Жидки будут пить народную кровь и питаться развратом и унижением народным, но так как они будут платить бюджет, то, стало быть, их же надо будет поддерживать.»[15]
Электронная еврейская энциклопедия утверждает, что антисемитизм был неотъемлемой частью мировоззрения Достоевского и находил выражение как в романах и повестях, так и в публицистике писателя[16]. Наглядным подтверждением этого, по мнению составителей энциклопедии, является работа Достоевского «Еврейский вопрос»[17]. Однако сам Достоевский в «Еврейском вопросе» утверждал: «… в сердце моём этой ненависти не было никогда …».
Писатель Андрей Дикий приписывает Достоевскому следующую цитату:
«Евреи сгубят Россию и станут во главе анархии. Жид и его кагал — это заговор против русских»[18].
Похожую цитату со ссылкой на письмо-ответ Николаю Епифановичу Грищенко, учителю Козелецкого приходского училища Черниговской губернии, приводит Николай Наседкин: «А ведь жид и его кагал — это всё равно, что заговор против русских!»[19]
Отношение Достоевского к «еврейскому вопросу» анализируется литературоведом Леонидом Гроссманом в книге «Исповедь одного еврея»[20], посвящённой переписке между писателем и еврейским журналистом Аркадием Ковнером. Послание, отправленное Ковнером из Бутырской тюрьмы, произвело впечатление на Достоевского. Свое ответное письмо он заканчивает словами: «Верьте полной искренности, с которой жму протянутую Вами мне руку», — а в посвящённой еврейскому вопросу главе «Дневника писателя» обширно цитирует Ковнера.
По мнению критика Майи Туровской, взаимный интерес Достоевского и евреев вызван воплощением в евреях (и в Ковнере, в частности) искательства персонажей Достоевского[21]. По мнению Николая Наседкина, противоречивое отношение к евреям вообще свойственно Достоевскому: он очень чётко различал понятия «еврей» и «жид». Кроме того, Наседкин отмечает, что слово «жид» и производные от него были для Достоевского и его современников обычным словом-инструментарием в ряду других, использовалось широко и повсеместно, было естественным для всей русской литературы XIX века, в отличие от нашего времени[19].
По утверждению Б. В. Соколова, цитаты Достоевского использовались нацистами во время Великой Отечественной войны для пропаганды на оккупированых территориях СССР — например, такая цитата из статьи «Еврейский вопрос»:
Что если бы не евреев было в России три миллиона, а русских, и евреев было бы 160 миллионов (в оригинале у Достоевского — 80 миллионов, но численность населения страны увеличили вдвое — для придания цитате большей актуальности. — Б. С.) — ну, во что обратились бы у них русские и как бы они их третировали? Дали бы они им сравняться с собою в правах? Дали бы им молиться среди них свободно? Не обратили бы их прямо в рабов? Хуже того: не содрали бы кожу совсем, не избили бы дотла, до окончательного истребления, как делывали с чужими народами в старину?[22]
[править]Оценки творчества и личности Достоевского



В. Фаворский. Ф. М. Достоевский. 1929. Ксилография
Творчество Достоевского оказало большое влияние на русскую и мировую культуру. Литературное наследие писателя по-разному оценивается как на родине, так и за рубежом.
В русской критике наиболее положительную оценку Достоевскому дали религиозные философы.
А любил он прежде всего живую человеческую душу во всем и везде, и верил он, что мы все род Божий, верил в бесконечную силу человеческой души, торжествующую над всяким внешним насилием и над всяким внутренним падением. Приняв в свою душу всю жизненную злобу, всю тяготу и черноту жизни и преодолев все это бесконечной силой любви, Достоевский во всех своих творениях возвещал эту победу. Изведав божественную силу в душе, пробивающуюся через всякую человеческую немощь, Достоевский пришел к познанию Бога и Богочеловека. Действительность Бога и Христа открылась ему во внутренней силе любви и всепрощения, и эту же всепрощающую благодатную силу проповедовал он как основание и для внешнего осуществления на земле того царства правды, которого он жаждал и к которому стремился всю свою жизнь.
— В. С. Соловьёв. Три речи в память Достоевского. 1881-1883
Неоднозначно оценивают Достоевского некоторые либеральные и демократические деятели.
Неоспоримо и несомненно: Достоевский — гений, но это злой гений наш. Он изумительно глубоко почувствовал, понял и с наслаждением изобразил две болезни, воспитанные в русском человеке его уродливой историей, тяжкой и обидной жизнью: садическую жестокость во всем разочарованного нигилиста и — противоположность её — мазохизм существа забитого, запуганного, способного наслаждаться своим страданием, не без злорадства, однако, рисуясь им пред всеми и пред самим собою.
— М. Горький. О «карамазовщине». 1913
В то же время на Западе, где романы Достоевского пользуются популярностью с начала ХХ века, его творчество оказало значительное влияние на такие в целом либерально настроенные движения, как экзистенциализм, экспрессионизм и сюрреализм. Предтечей экзистенциализма видят его многие литературные критики. Впрочем, за рубежом Достоевский обычно оценивается, прежде всего, как выдающийся литератор и психолог, в то время как его идеология игнорируется или почти полностью отвергается[23].
[править]Память

[править]Памятники

Памятник Достоевскому в усадьбе Даровое, скульптор Ю. Ф. Иванов



Памятник Достоевскому в Москве, рядом с Российской Государственной Библиотекой



Памятник Достоевскому в Дрездене на набережной Эльбы у здания Конгресс-центра



Памятник Достоевскому недалеко от ст. метро «Достоевская», Санкт-Петербург



Памятник Достоевскому в Таллине, скульптор Валерий Евдокимов, 2002 год

[править]Мемориальные доски

Барельеф на балконе квартиры, в которой Достоевский написал роман «Игрок». Баден-Баден



Мемориальная таблица (Вильнюс, ул. Диджёйи, 20)



Женева, мемориальная доска на доме, в котором жил Достоевский в 1868 году.

Мемориальная доска писателю есть на доме и во Флоренции (Италия), где он закончил роман «Идиот» в 1868.
[править]В филателии
Почтовые марки СССР

1956 год



1971 год

[править]Достоевский в культуре
«В честь» Ф. М. Достоевского названо понятие достоевщина[24], имеющее два значения: а) психологический анализ в манере Достоевского, б) «душевная неуравновешенность, острые и противоречивые душевные переживания», присущие героям произведений писателя[24].
[править]Фильмы о Достоевском
Мёртвый дом (1932) В роли Достоевского Николай Хмелев
«Достоевский». Документальный фильм. ЦСДФ (РЦСДФ). 27 минут. — документальный фильм Самуила Бубрика и Ильи Копалина (Россия, 1956) о жизни и деятельности Достоевского к 75-летию со дня его смерти.
Писатель и его город: Достоевский и Петербург — фильм Генриха Бёлля (ФРГ, 1969)
Двадцать шесть дней из жизни Достоевского — художественный фильм Александра Зархи (СССР, 1980). В главной роли Анатолий Солоницын
Достоевский и Питер Устинов — из документального фильма «Россия» (Канада, 1986)
Возвращение пророка — документальный фильм В. Е. Рыжко (Россия, 1994)
Жизнь и смерть Достоевского — документальный фильм (12 серий) Александра Клюшкина (Россия, 2004). Смотреть на YouTube.
Демоны Санкт-Петербурга — художественный фильм Джулиано Монтальдо (Италия, 2008). В роли - Мики Манойлович.
Три женщины Достоевского — фильм Евгения Ташкова (Россия, 2010). В роли Андрей Ташков
Достоевский — сериал Владимира Хотиненко (Россия, 2011). В главной роли Евгений Миронов.
Образ Достоевского также использован в биографических фильмах «Софья Ковалевская» (Александр Филиппенко) и «Чокан Валиханов» (Юрий Орлов), 1985.
[править]Другое

В Омске в честь Достоевского названа улица, библиотека, музей, Омский государственный университет и др.
[править]Текущие события

10 октября 2006 года президент РФ Владимир Путин и федеральный канцлер ФРГ Ангела Меркель открыли в Дрездене памятник Фёдору Михайловичу Достоевскому работы народного художника России Александра Рукавишникова.
В честь Достоевского назван кратер на Меркурии.
12 ноября 2001 года в Омске был торжественно открыт памятник Ф. М. Достоевскому. Памятник открыт ко дню 180-летия рождения знаменитого писателя.
С 1997 года музыкальный критик и радиоведущий Артемий Троицкий ведёт авторскую радиопередачу под названием «FM Достоевский».
Писателем Борисом Акуниным было написано произведение «Ф. М.», посвящённое Достоевскому.
Лауреат Нобелевской премии по литературе Джон Максвелл Кутзее написал в 1994 году роман о Достоевском «Осень в Петербурге» (англ. The Master of Petersburg; 1994, рус. перевод 1999)
В 2010 году режиссёр Владимир Хотиненко приступил к съёмкам многосерийного фильма о Достоевском, который вышел на экраны в 2011 году к 190-летию со дня рождения Достоевского.
19 июня 2010 года открылась 181-я станция Московского метрополитена «Достоевская». Выход в город осуществляется на Суворовскую площадь, Селезнёвскую улицу и улицу Дурова. Оформление станции: на стенах станции изображены сцены, иллюстрирующие четыре романа Ф. М. Достоевского («Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы»).
29 октября 2010 года открыт памятник Достоевскому в Тобольске[25].
[править]См. также

Библиография Фёдора Михайловича Достоевского
Экранизации произведений Фёдора Михайловича Достоевского
Музеи Фёдора Михайловича Достоевского
Бахтин, Михаил Михайлович
Петербургские адреса Фёдора Михайловича Достоевского
Петербург Достоевского
Л. Толстой и Достоевский
Достоевсковедение
[править]Примечания

↑ Показывать компактно

↑ Масанов И. Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, учёных и общественных деятелей : В 4-х томах. — М.: Всесоюзная книжная палата, 1956—1960.
↑ Достоевский, Федор Михайлович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
↑ 1 2 3 4 11 ноября. День в истории. РИА Новости (11 ноября 2008). Архивировано из первоисточника 25 июня 2012. Проверено 8 мая 2012.
↑ Панаев И. И. Воспоминания о Белинском: (Отрывки) // И. И. Панаев. Из «литературных воспоминаний» / Ответственный редактор Н. К. Пиксанов. — Серия литературных мемуаров. — Л.: Художественная литература, Ленинградское отделение, 1969. — 282 с.
↑ Золотусский И. Струна в тумане // Литература : журнал. — Издательский дом «Первое сентября», 2001. — В. 45.
↑ Токаржевский С. Семь лет каторги / Отрывки и излож. В. Храневича // Русская старина. — 1910. — Т. 141. — № 2. — С. 367—376.;
Токаржевский С. Ф. М. Достоевский по воспоминаниям ссыльного поляка // Там же. — № 3. — С. 605—621.
↑ Литературно-мемориальный дом-музей Ф. М. Достоевского. SemeyNet — Семипалатинск. Архивировано из первоисточника 25 июня 2012. Проверено 8 мая 2012.
↑ 1 2 3 4 5 А. Труайя, 2005
↑ Достоевский Ф. М. На европейские события в 1854 году // Полное собрание сочинений. — Т. 2.
↑ На здании, расположенном в том месте, где находилась гостиница, в которой останавливались Достоевские, в декабре 2006 года была открыта мемориальная таблица (автор — скульптор Ромуальдас Квинтас) (В центре Вильнюса открыли памятную доску Фёдору Достоевскому. Газета.Ru (2006). Архивировано из первоисточника 25 июня 2012. Проверено 8 мая 2012.)
↑ История. Официальный сайт Зарайского муниципального района (6 марта 2007). Архивировано из первоисточника 25 июня 2012. Проверено 8 мая 2012.
↑ Николай Наседкин Раздел III. Вокруг Достоевского. Достоевская Мария Фёдоровна (рус.) (2003).(недоступная ссылка)
↑ Ноговицын О. М. Поэтика русской прозы : Метафизическое исследование. — СПб.: Высш. религиоз.- философ. шк., 1994. — 161 с. — 500 экз. — ISBN 5-900291-11-1
↑ Бражников И. Достоевский Фёдор Михайлович (1821—1881). Правая.ru : Вестник чёрной модернизации (14 января 2004). Архивировано из первоисточника 25 июня 2012. Проверено 8 мая 2012.
↑ Достоевский Ф. М. Дневник писателя. — 1873.
↑ Достоевский Фёдор — статья из Электронной еврейской энциклопедии
↑ Ф. М. Достоевский. «Еврейский вопрос» в Викитеке
↑ Дикий (Занкевич), Андрей. Русско-еврейский диалог, раздел «Ф. М. Достоевский о евреях». Архивировано из первоисточника 21 августа 2011. Проверено 6 июня 2008.
↑ 1 2 Наседкин Н. Минус Достоевского (Ф. М. Достоевский и «еврейский вопрос»)
↑ Гроссман Л. Исповедь одного еврея. — М.: Деконт+; Подкова, 1999. — 192 с. — ISBN 5-89535-013-5 (статья «Достоевский и иудаизм» — в приложении, С. 175)
↑ Туровская М. Еврей и Достоевский // Зарубежные записки. — 2006. — № 7.
↑ Соколов Б. В. Когда нас в бой пошлет товарищ Сталин // Оккупация : Правда и мифы. — М.: АСТ, 2002. — 352 с. — (Историческое расследование). — 10 000 экз. — ISBN 5-7805-0853-4
↑ см. Ребель Г. Проблемы изучения Достоевского // Вопросы литературы. — 2010. — № 3.
↑ 1 2 Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. — М.: Советская энциклопедия; ОГИЗ; Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1935—1940.
↑ В Тобольске открыли памятник Достоевскому. ГТРК «Регион-Тюмень» (29 октября 2010). Архивировано из первоисточника 25 июня 2012. Проверено 8 мая 2012.
[править]Литература

Издания
Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений. В 30 тт.. — Л.: Наука, 1972–1990.
Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: канонические тексты. В 15 тт. Т.1-9 / Продолжается. — Петрозаводск: ПетрГУ, 1995–2011.
Биография
Гроссман Л. П. Достоевский. — М.: Молодая гвардия, 1962. — 543 с. — (Жизнь замечательных людей).
Труайя А. Фёдор Достоевский. — М.: Эксмо, 2005. — 480 с. — («Русские биографии»). — ISBN 5-699-03260-6
Исследования
Бахтин М. М. Проблемы творчества Достоевского. — Л.: Прибой, 1929. — 244 с.
Ф. М. Достоевский в русской критике. Сборник статей / сост. А. А. Белкин.. — М.: ГИХЛ, 1956. — 471 с.
Бердяев Н. А. Mиpocoзepцaниe Дocтoeвcкoгo. — Pгaha: YMCA-PRESS, 1923. — 238 с.
Голосовкер Я. Э. Достоевский и Кант. Размышлнения читателя над романом «Братья Карамазовы» и трактатом Канта «Критика чистого разума». — М.: АН СССР («Постскриптум»), 1963. — 102 с.
Кудрявцев Ю. Г. Три круга Достоевского — 2-е издание, дополненное. — М.: МГУ, 1991. — 400 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-211-01121-X
Набоков В. В. Федор Достоевский // Набоков В. В. Лекции по русской литературе. — М.: 2001. — С. 175-220.
Наседкин Н. Н. Достоевский: Энциклопедия. — М.: Алгоритм, 2003. — 800 с. — (Русские писатели).
Луначарский о Достоевском — Подборка статей А. В. Луначарского
Слоним М. Л. Три любви Достоевского. — М.: Эксмо, 2011. — С. 416. — (Жизнеописания знаменитых людей). — 3000 экз. — ISBN 978-5-699-52376-4
З. Фрейд. Достоевский и отцеубийство // Классический психоанализ и художественная литература / сост. В. М. Лейбин. — СПб.: Питер, 2002. — С. 70-88.
Оскар фон Шульц. Светлый, жизнерадостный Достоевский. Курс лекций в Хельсинкском университете (1931, 1932). — Петрозаводск: ПетрГУ, 1999. — 368 с. — 3000 экз. — ISBN 5-8021-0051-6
[править]Ссылки

Фёдор Достоевский в Викицитатнике?
Фёдор Достоевский в Викитеке?
Фёдор Достоевский на Викискладе?
Достоевский, Фёдор Михайлович на сайте «Лаборатория фантастики»
А. Кирпичников. Достоевский, Федор Михайлович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Достоевский Ф. М. // Литературная энциклопедия 1929—1939
Достоевский, Федор Михайлович // Энциклопедия Кругосвет
О происхождении Ф. М. Достоевского (из родословной семьи)
Ф. М. Достоевский. Собрание сочинений в пятнадцати томах
Достоевский на сайте Филолог.ру
International Dostoevsky Society
Жожикашвили С. Заметки о современном достоевсковедении // Вопросы литературы. — 1997. — № 4.

Фёдор Михайлович Достоевский
Романы Бедные люди • Униженные и оскорблённые • Преступление и наказание • Игрок • Идиот • Бесы • Подросток • Братья Карамазовы
Повести и рассказы Двойник | Записки из Мёртвого дома | Как опасно предаваться честолюбивым снам | Роман в девяти письмах | Село Степанчиково и его обитатели | Господин Прохарчин | Хозяйка | Белые ночи | Ёлка и свадьба | Ползунков | Слабое сердце | Чужая жена и муж под кроватью | Неточка Незванова | Маленький герой | Дядюшкин сон | Честный вор | Петербургские сновидения в стихах и в прозе | Скверный анекдот | Крокодил | Записки из подполья | Вечный муж | Бобок | Мужик Марей | Столетняя | Кроткая | Мальчик у Христа на ёлке | Сон смешного человека
Публицистика Петербургская летопись | Зимние заметки о летних впечатлениях | Дневник писателя | Два самоубийства | Из дачных прогулок Кузьмы Пруткова и его друга | Маленькие картинки |Маленькие картинки (в дороге) | Речь Достоевского о Пушкине
Персонажи Родион Раскольников | Соня Мармеладова | Князь Мышкин | Иван Карамазов | Алёша Карамазов | Смердяков
Переводы Евгения Гранде (роман О. де Бальзака)
Связанные статьи Музеи Ф. М. Достоевского | Адреса Ф. М. Достоевского | Петербург Достоевского | Михаил Достоевский | Андрей Достоевский
Экранизации Фёдора Достоевского
Белые ночи: 1957, 1959, 1971, 1992 • Бесы: 1988, 1992, 2006 • Вечный муж: 1990, 1991 • Братья Карамазовы: 1915, 1958, 1968, 2008 • Двойник: 1968 • Дядюшкин сон: 1966 • Игрок: 1972, 2007 • Идиот: 1910, 1951, 1958, 2001, 2003 • Кроткая: 1960, 1969 • Подросток: 1983 • Преступление и наказание: 1956, 1969, 1983, 2007 • Униженные и оскорблённые: 1991

Русская философия
Западничество Чаадаев • Белинский • Грановский
Славянофильство, почвенничество, панславизм Хомяков • И. Киреевский • И. Аксаков • Страхов • Леонтьев • Данилевский • Самарин
«Революционная демократия» Чернышевский • Добролюбов • Писарев
Русская религиозная философия Достоевский • Соловьёв • Розанов • Шестов • Лосский • Булгаков • Бердяев • Вышеславцев • Карсавин • Флоренский • Франк • Ильин • Федотов • Лосев • Цертелев
Народничество, анархизм и марксизм Герцен • Бакунин • Лавров • Ткачев • Кропоткин • Плеханов • Ленин
Теософия Лодыженский • Блаватская
Русский космизм Фёдоров • Циолковский • Вернадский • Чижевский
Литература Персоналии Россия
Категории: Персоналии по алфавитуПисатели по алфавитуРодившиеся 11 ноябряРодившиеся в 1821 годуРодившиеся в МосквеУмершие 9 февраляУмершие в 1881 годуУмершие в Санкт-ПетербургеПисатели Российской империиПисатели России XIX векаПисатели XIX векаПереводчики по алфавитуПереводчики РоссииПереводчики Российской империиПереводчики XIX векаПереводчики прозы и драматургии на русский языкФилософы по алфавитуФилософы РоссииФилософы Российской империиФилософы XIX векаФёдор ДостоевскийВоенные Российской империиРусские писатели XIX векаЭссеисты РоссииМонархисты РоссииПетрашевцыЗаключённые Петропавловской к
  Всего: 1

Зарегистрируйтесь и сможете комментировать все темы. Кнопочка вверху
Фильтр по автору
Скачать тему

В Форум

Новые вверху
Statok.net Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru